20081125

Pinhole, Prj.

Не, ну я не могу более ждать! =]

Я приступаю к описанию своего последнего проекта, частично воплощенного, частично воплощаемого.

ГЫ: О пинхол-фотографии как технике фотографии я узнал из заметки в журнале ДФото(номер не помню, что то из конца лета). Из статьи ничего понятного вычитать не получилось:какието спичечные коробки, дырки, изолента, и много другого хлама, непонятно как собраного, непонятно как работающего, НО(!) из этого всего получилось интересные снимки: кадры были ч/б, один снимок показывал панораму моста, сильное виньетирование, на некоторых - эффектное размытие. Кадров было штук пять, но они меня настолько поразили, что я полез в гугл и открыл для себя мир альтернативных техник фотографии! Пинхол - одна из них.

Итак.
Пинхол(Pinhole -народн., булавочное отверстие) - техника фотографии, основаная на эфекте камеры Обскура, в современном мире автоматических камер пинхол - это стиль жизни: камеры изготовляюцца из подручных средств, за небольшой отрезок времени и под подручные фотоматериалы.

::Камера Обскура или простейшая фотография::
Камера Обскура - прямоугольный полый предмет (от спичечного коробка и банки из под пива до комнаты или фургона на колесах) с соответсвенно расщитанным отверстием. На противоположной стороне "коробки" по законам геометрической оптики формируецца изображение, соотвестуещее окружающей десвительности и перевернутое =]
Если на эту сторону(противоположную:) положить фотоматериал, проэкспонировать его - получим фотографию, негатив.

Положительные свойства пинхол-фотографии:
- если кадр(будь то пленка или фотобумага) плоский, то на фото отсутствуют перспективные искажения(отдельны разговор - панорамные камеры и анаморфы);
- отсуствие дисторсионных искажений - это вам не линзы - в отверстии только воздух);
- неограниченая ничем ГРИП - объекты в кадре имеют одинаковую резкость на любой дистанции;
- резкость катринки контролируецца диаметром и качеством изготовления отверстия - меньшее отверсие дает рекую картинку, большие - мягче или размытее;
- увеличение изображения("фокусного", точнее, рабочего расстояния) происходит простым отодвиганим отверстия от фотоматериала, а законы геомоптики сделают свое дело.

Отрицательные свойства(а точнее, технические моменты):
- изготовление отверстия требует макслимального качества изготовления и точности(диаметр, толщина, качество обработки кромок, чернение всех внутренних поверхностей), от этого зависит степень паразитного рамытия изображения;
- законы никто не отменял: диметры отверстий лежат в пределах от 0.2 до 1 мм, следовательно кол-во проходящего света будет очень мало(а диафрагменное чилсо ой как велико - десятки и сотни!), а выдержка многократно(на порядки) увеличиваецца;
- с увеличеним выдержки требуецца штатив или пол, асфальт, стена... =]
- отсутствуют любые методы, только общие советы и личный опыт - икто тебе не скажет, что получится в даных услвиях с даной камерой и пленкой, только эксперементально;
- расчеты только приблезительные - любой фактор существенно влияет на конечный результат.

Но нас этим не спугнешь!
Как говорит мой дядя: " - Есть об что мозги очесать!"(с)

Меня это дело очень заинтересовало. Я исчо погуглил, посмотрел фотографии, и начал думать что мне надо.

Вариант с полностью самодельной камерой отпадал - обычно там используецца резаные, нестандартные фотоматериалы, а мне негде их обрабатывать. Эта расс.
Потом я осмотрелся и увидел дядин Зенит и дедов ФЭД.
Эврика! Еще погуглим. И вправду, есть такие идеи по переделке камер в пинхол. Почитал. Прикинул.
Потом решил так: Зенит - зеркальный аппарат, при определенной конструкции можно даже нормально визироватся, а не вслепую, как владельцы самодельных камер.
Поехал я на Кучу(Куреневский рынок, Киев), думаю, подыщу что нибудь под переделку.
Походил, посмотрел. И купил набор макроколец под М42 - и так пригодятся и одно можно пустить под переделку. После покупки и рассмотрения внимательно колец(и гугла, кудаж без него) было монято, что купил я кольца обыкновенные, цельнолитые. А есть кольца с толкателем(для объективов с прыгающей диафрагмой), они разборные и более выгодные, проще крепить.
Но опять же, нас этим не спугнешь!
Пока пошел на кухню чаю попить, заодно посмотреть, нет ли баночки жестяной подходящей.
И такая баночка была найдена - 100 гр банка из-под кофя Галка, точнее дно от нее - аккурат диаметром с макрокольцо плюс остаецца на лапки для крепления.
Поиздевался я чутток:
- сделал отверстие - сначала думал маленькое, нада исчо.Потом поработал, смотрю - хватит.
- Отшлифовал.
- Зачернил изнутри маркером.
- сделал лапки для крепления к макро кольцу.
Выглядет это примерно так:


















































Соответственно: пинхол в донышке, макрокольцо 1.5х на Зените и вся конструкция в сборе.
Если присмотрецца, то в центре пластины видно отверстие =]

Далее с помощь. программы Pinhole Designer Rus были расчитаны выдержки от диаметра, рабочего расстояния и исо пленки.
Как я посчитал диаметр отверстия?
Элементарно, Ватсон!
Я отсканил пластинку, померял внешнее расстоянее между двумя лапками и его же на скане и диаметр пинхола на скане. А далее алгебра и метрология - диаметр, примерно, получился около 0.4 мм. Также скан показал что края отверстия не ахти - такая себе зирочка. *__*
В некоторых статьях я встречал заметку о микроскопе... Хорошая мисль,нада познакомицца с какими нибудь студентками (напр., химичками) и коварно воспользовацца их микроскопом!!! OMG!!! О_о
Сорри. Я сорвался. =]

Далее дело техники:
- зарядил пленку, взял экспонометр(Лениград-7), табличку с выдержками и пошелна охоту.

Прошла неделя. Я забрал из лаборатории отпечатки. Руки чессались посмотреть что же получилось.
А получилось вот что(и соотв. истории):















Самый первый [удавшийся] кадр. Зал, вечер, мама смотрит телевизор. Камера над телевизором на полке.
Благодать.
А теперь вдумайтесь - выдержку составила около 33 минут! при том, что в последний момент(1-2 мин) включился верхний свет. Если присмотреться то на обоях виден узор! Как вам? =]














Это второй кадр - как раз тот телевизор! Выдержка - 25 сек при нормальном освещении. В кадре прошла сестра - светлая полоса(а никто и не заметил бы)






























Это часть панорамы(как потом выяснилось).
Бабушкин домик. Получилось стильное изображение - лист винограда на переднем крае, софт-эффект.


















Это - Государственный музей авиации при Национальном авиационном университете. На его територии находится корпус военной кафедры - я там учусь каждый понедельник. Так вот, выйдя после обеда на перерыви увидев что никого нет, погода туманная(последних самолетов видно небыло) я решил сделать этот кадр. Решено - сделано. Пощитал. Взвел. Нажал. Отсчитал. Отпустил. Вуаля. Как сказала сестра - винтажненько! =]
















А это и есть та самая случайная панорама. Так как пинхол-фотография не имеет пространственых и дисторсионных искажений, то из фотографий можно собирать панорамы. Я специально не кадрировал, что бы показать из каких трех фотографий я сделал панораму.

Но как в последствии(после съемок второй и третей панорам) выяснилося - камера должна таки вращаться через "нодальную точку", тоесть, ось поворота должна быть вертикальной и проходить через пинхол.
Следовательно требуецца спецкрепление, темболее к Зениту - там вообще крепление слева!

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

Вот так начался мой проект [Pinhole, Prj].

В процессе размышлений было получено с десяток идей, ради которых я и пришел сюда. Если я не смогу их реализовать, то может хоть кто то реализует.

The World Is Open. Be free!

2 комментария:

Roman комментирует...

гут :)

Анонимный комментирует...

Замечательная статья! Жаль, уже фотографии не доступны!